Индонезия расследует тайну исчезновения со дна Яванского моря шести голландских и британских кораблей времен Второй мировой войны

Индонезийские власти согласились помочь в расследовании исчезновения со дна Яванского моря шести голландских и британских кораблей, затопленных в одном из самых катастрофичных для союзников сражений Второй мировой войны и, предположительно, разобранных на металлолом.

Я хотел бы поблагодарить Индонезию за готовность к сотрудничеству после того, как мы узнали печальные новости о потопленных кораблях. Мы будем работать вместе, чтобы выяснить, что произошло, и координировать свои действия в будущем, - цитирует The Guardian заявление премьер-министра Нидерландов Марка Рютте, сделанное после его встречи с президентом Индонезии Джоко Видодо в среду, 23 ноября.

В МИД Индонезии подтвердили готовность Джакарты участвовать в международном проекте, уточнив, что технические вопросы по поводу организации расследования будут решены в ближайшее время.

В феврале и марте 1942 года в Яванском море произошли два крупных сражения с участием военно-морских сил Нидерландов, Великобритании, Австралии и США, которые пытались защитить Яву от японских атак. К концу февраля 1942 года японцы захватили северную часть Малайского архипелага и готовились занять столицу Голландской Ост-Индии - современную Джакарту. На тот момент союзники испытывали серьезную нехватку авиации. По числу самолетов японцы превосходили противника более чем в 10 раз. В конце февраля американский авиатранспорт Лэнгли с 40 истребителями был потоплен, что обрекло многочисленный флот союзников на поражение.

Эскадра союзников под командованием контр-адмирала Доормана включала в себя пять крейсеров, девять эсминцев и два тяжелых крейсера. Японцы располагали двумя тяжелыми и двумя легкими крейсерами, 14 эсминцами и 40 транспортами. По итогам сражения армия Японии потеряла четыре транспорта, груженых войсками, а союзники - два крейсера, пять эсминцев и 2300 человек, в числе которых был командующий Доорман.

Во втором сражении, которое произошло через несколько дней, были потоплены один тяжелый крейсер и два эсминца союзников, с японской стороны был поврежден один эсминец. Японцы беспрепятственно завершили завоевание Голландской Ост-Индии. В 1945 году, после освобождения, была провозглашена независимость республики Индонезия.

В 2002 году водолазы-любители обнаружили останки трех голландских военных кораблей. Однако международная экспедиция, которая в ноябре 2016 года отправилась в Яванское море, чтобы провести съемку к предстоящему 75-летию битвы, обнаружила, что обломки кораблей исчезли.

Как сообщала The Guardian , сканирование показало наличие воронок на дне моря, где покоились корабли. Было выдвинуто предположение, что корабли стали жертвой охотников на металлолом. Чуть позже выяснилось, что исчезли также три британских корабля и американская подводная лодка.

Министерство обороны Великобритании связалось с индонезийскими властями,чтобы выразить серьезную озабоченность и попросить инициировать проведение расследований. Много жизней было прервано во время этой битвы, и мы ожидаем, что к останкам кораблей и моряков будет проявляться уважение, их оставят в покое и не будут трогать без явно выраженного согласия Соединенного Королевства, - говорилось в заявлении.

В свою очередь Минобороны Нидерландов заявило о начале собственного расследования. Осквернение военных захоронений является серьезным преступлением, - подчеркнули в Амстердаме.

Стоит отметить, сотни кораблей и подводных лодок времен Второй мировой, захороненные на дне моря неподалеку от Индонезии, Сингапура и Малайзии, давно притягивают охотников на металлолом и трофеи. Так, например, гребные винты погибших кораблей оцениваются на черном рынке в 2,5 тысячи долларов за тонну, тогда как один винт может весить до десяти тонн. Как правило, мародеры используют взрывчатку, чтобы отделить части судов друг от друга. При этом в соответствии с международным правом затонувшие корабли остаются собственностью государств, под чьим флагом они выходили в море.

В прошлом году малайзийские военные поймали вьетнамских охотников за редкими металлами, которые действовали в месте кораблекрушения, их судно было оборудовано резаками и кранами. В 2014 году у побережья Малайзии была пресечена попытка разграбить останки британских кораблей.

Вместе с тем, писала Газета.Ру , не все эксперты согласны с тем, что исчезнувшие корабли оказались разобраны на металл, поскольку в этот раз речь идет о захоронениях, которые находятся на глубине до 70 метров.

Их практически невозможно поднять, там слишком глубоко, - переводит издание заявление Пола Кооле, голландского специалиста по подъему затонувших кораблей.

Говорить, что обломки внезапно исчезли - бессмыслица. Это подводная деятельность, которая занимает месяцы, а то и годы, - соглашается представитель индонезийского флота полковник Гиг Сипасулта.

Однако альтернативных версий исчезновения кораблей со дна моря пока нет.